8 (495) 663-30-92 Заказать обратный звонок

Последствия проведения «дешевой» специальной оценки условий труда

Жизнь и здоровье работников организаций и предприятий напрямую зависит от поддержания предварительно созданных безопасных условий труда, подтвержденных результатами проведения специальной оценки условий труда.

Несмотря на то, что создание и обеспечение безопасных условий труда работодателем является его обязанностью и закреплено законодательно, многие до прихода инспектора ГИТ вообще не занимаются данным вопросом, а если и занимаются, то стараются провести оценку условий труда максимально дешево, ставя в приоритет наименьшую цену.

Следует помнить, что в соответствии с действующим законодательством (Федеральный закон от 28.12.2014 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда»), спецоценка проводится совместно как работодателем, так и специализированной организацией (входящей в ее состав Испытательной лабораторией).

Спрос всегда рождает предложение, значит и возможность заработать, которая способствует формированию определенного круга поставщиков услуг – как честных и порядочных, так и не очень.

Стоимость услуг по проведению СОУТ имеет свои границы, в т.ч. минимальную, ниже которой поставщик предложить услугу не в состоянии, что определяется целом рядом условий:

  • аккредитация испытательной лаборатории и контроль ее деятельности (подтверждение компетентности);
  • приобретение и поверка дорогостоящих средств измерений;
  • аренда помещений для деятельности лаборатории и организации;
  • приобретение расходных материалов, реактивов для химической лаборатории;
  • оплата труда экспертов по специальной оценке и других сотрудников.

Учитывая перечисленные условия, реальная «дешевизна» специальной оценки условий труда находится в пределах от 2 000 до 3 500 рублей за 1 рабочее место (данные для Москвы).

Рынок оказания услуг по данному направлению давно сформирован, в регионах России определены свои ценовые границы (с учетом региональных коэффициентов).

Обращаем внимание, что мы не учитывали транспортные расходы до места проведения измерений и расходы на проживание специалистов (при нахождении заказчика в значительно удаленном регионе).

Несмотря на то, что проведение оценки условий труда связано с повышенной ответственностью (в том числе финансовой) за ее результаты работодателя и организации-исполнителя, повсеместно наблюдается ситуация произвольного формирования стоимости услуги. Как правило, в сторону значительного удешевления ее реальной себестоимости. Демпинг цен происходит из-за условий огромной конкуренции (1 800 организаций на 80 субъектов Российской Федерации, с учетом специфики деятельности, это много).

Система электронных торгов показала свою полную несостоятельность - тендеры автоматически выигрывает тот, кто предлагает наиболее дешевый вариант, пройдя отбор по показателям, не охватывающим все особенности такого специфического вида деятельности.

В результате, стоимость дешевой специальной оценки оказывается в большинстве случаев настолько низкой (порой образуясь из цены 300-500 рублей за рабочее место), какой она может быть только при некотором «упрощении» всего процесса:

  • выезд специалистов для проведения идентификации и измерений не осуществляется;
  • вся специальная оценка фактически сводится к распечатыванию «результатов» виртуальных измерений, оценок и сделанных (скопированных) выводов на их основе;
  • исполнитель и заказчик могут увидеться только при подписании отчета о проведении специальной оценки, а при наличии посредников могут не увидеться никогда!

Учитывая вышеизложенное, хочется обратить внимание работодателей, занимающихся поиском организации, которая будет проводить специальную оценку условий труда, на следующие важные моменты:

  1. Спецоценка требует тщательного подхода и находится под пристальным вниманием со стороны контролирующих органов.
  2. Закон о специальной оценке условий труда и Методика ее проведения содержат моменты, которые могут быть неоднозначно истолкованы.
  3. Вступление в силу с 01.01.2014 Закона 426-ФЗ зачастую неверно трактуют как «зеленый свет» для проведения СОУТ.
  4. Методика проведения специальной оценки условий труда начала свое действие с 08.04.2014, из чего следует, что с 1 января 2014 по 7 апреля 2014 года спецоценка не могла проводиться в принципе. Если в вышеуказанный период данные мероприятия все же проводились, то при проверке документов контролирующими органами, это будет рассматриваться как нарушение порядка проведения специальной оценки условий труда (часть 2 статья 5.27.1 КоАП РФ).

  5. Законом установлена персональная ответственность эксперта (специалиста), за качество проведения спецоценки. В случае выявления контролирующими органами ошибок и несоответствий, работодателя, эксперта, а также организацию-исполнителя могут привлечь к ответственности за нарушение требований трудового законодательства. Вследствие этого, организации вынуждены страховать свою ответственность, что не может не отражаться на изменении стоимости услуг в сторону их увеличения.
  6. С 1 января 2014 года неотъемлемой частью трудового договора являются внесенные сведения об условиях труда работника, а сам работник должен быть проинформирован об условиях в которых он трудится.

Работодателю при выборе организации, которая будет проводить СОУТ, стоит учесть все вышеперечисленные моменты. Задуматься над тем, что же лучше: качественно провести оценку условий труда и избавиться от лишних проблем с контролирующими органами или сделать СОУТ максимально «дешево», после чего на протяжении 5 лет будет сохраняться угроза штрафа.

Штраф - не самый неприятный итог, возможно следующее развитие событий:

  1. проводится максимально дешевая специальная оценка условий труда;
  2. происходит травмирование работников (зачастую с человеческими жертвами);
  3. организацию посещают представители ГИТ и прокуратуры;
  4. вскрывается факт некачественно проведенной СОУТ;
  5. обнаруживается масса сопутствующих нарушений трудового законодательства;
  6. по итогам проверки и расследования на работодателя ложится вся полнота ответственности (вплоть до уголовной).

Наказание не освобождает от соблюдения требований законодательства, выданное контролирующими органами предписание об устранении недостатков придется выполнить.

Специальная оценка условий труда, при её проведении необоснованно дешево, может повлечь за собой расходы гораздо выше средней стоимости, позволяющей обеспечить ее приемлемое качество.