25 октября 2019
Законодательство

Федеральная служба по труду и занятости определила, как должен осуществляться госнадзор за соблюдением трудового законодательства

Приказ Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от 13.06.2019 N 160 утвердил Административный регламент осуществления Рострудом федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовое право.

Регламент определяет:

  1. Как будут осуществляться Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах РФ мероприятия по госнадзору в установленной сфере деятельности и обеспечению специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности для работников, являющихся инвалидами;
  2. В какие сроки и в какой последовательности будет производиться взаимодействие с работодателем;
  3. Права и обязанности уполномоченных должностных лиц Роструда и Государственной инспекции труда (ГИТ), а также работников и работодателей;
  4. Исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы у работодателя в ходе проведения проверок.

Госнадзор будет осуществляться:

  1. за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов и будет касаться:

    — полнотой и своевременностью выплаты зарплаты, расчетом при увольнении, оплатой отпусков;

    — соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;

    — обеспечения доступности специальных рабочих мест и условий труда для работников, являющихся инвалидами;

  2. за выполнением предписаний об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований по защите трудовых прав граждан;
  3. за работодателями — юридическими либо физическими лицами, зарегистрированными в качестве (ИП) и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступившими в трудовые отношения с гражданами, а также физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, вступившими в трудовые отношения с гражданами в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства; и за работниками — гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, вступившими в трудовые отношения с работодателями.

Согласно регламенту, плановые проверки работодателей должны проводиться со следующей периодичностью, в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска:

  • для категории высокого риска — один раз в 2 года;
  • для категории значительного риска — один раз в 3 года;
  • для категории среднего риска — не чаще одного раза в 5 лет;
  • для категории умеренного риска — не чаще одного раза в 6 лет;
  • для категории низкого риска — не проводятся.

В случае отсутствия решения об отнесении деятельности юридического лица или ИП к определенной категории риска, деятельность должна считаться отнесенной к категории низкого риска.

В Регламенте оговариваются процедуры проведения и плановых, и внеплановых проверок:

  1. Государственные инспекторы труда при проведении плановых проверок работодателей должны использовать проверочные листы, содержащие списки контрольных вопросов. При этом в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки должны быть указаны реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), который будет использован при проведении этой проверки.
  2. Продолжительность каждой проверки не должна превышать по общему правилу 20 рабочих дней.
  3. Если федеральными законами не предусмотрено иное, то в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия.

Результатом проведения госнадзора может быть:

  • акт проверки;
  • акт о невозможности проведения проверки;
  • предписание об устранении нарушений, обязательное для исполнения;
  • предписание о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
  • предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
  • предписание о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
  • протокол об административном правонарушении;
  • направление в правоохранительные органы и в суд других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ.
Будь в курсе! Подпишись на рассылку новостей
Будь в курсе! Подпишись на рассылку новостей