28 мая 2020

Доклад Министра труда Антона Котякова на совещании о ситуации на рынке труда

Текст выступления главы Минтруда Антона Котякова на проведенном в режиме видеоконференции Владимиром Путиным совещании о состоянии рынка труда.

Уважаемый Владимир Владимирович!

На сегодняшний день ситуация на рынке труда в Российской Федерации непростая. В качестве безработных зарегистрировались один миллион 917 тысяч человек. Общая численность безработных граждан, рассчитанная по методологии Международной организации труда, на конец апреля ставила 4,3 миллиона человек или 5,8 процента от трудоспособного населения. Данный показатель вырос за месяц на 23 процента.

Существенный рост безработицы – это общемировой тренд, о чем Вы говорили, Владимир Владимирович. Но благодаря мерам поддержки бизнеса и населения в Российской Федерации на данный момент удалось избежать кратного роста этого показателя. Ситуация на рынке труда России лучше, чем в ряде развитых стран. В США, например, численность безработных выросла более чем в три раза – до уровня 14,7 процента; в Канаде этот показатель увеличился более чем в 1,5 раза – до 13 процентов. А в нескольких западных странах динамика сопоставима с российской. Так, допустим, в Австралии прирост уровня безработных достиг примерно 20 процентов.

Коротко о том, что уже сделано для поддержки граждан, оставшихся без работы. В марте максимальный размер пособий по безработице был увеличен в 1,5 раза – с уровня 8 тысяч рублей до 12 тысяч 130 рублей. С 9 апреля действует упрощенный порядок регистрации в центрах занятости: теперь гражданину достаточно подать заявление только на портале «Работа в России», и хочу сказать, Владимир Владимирович, таким порядком на сегодняшний день уже воспользовались более 1,5 миллиона человек. Гражданам, потерявшим работу после 1 марта, назначается максимальное пособие по безработице, сегодня его получают уже свыше 400 тысяч наших граждан.

Для безработных повысилась доступность и других мер социальной поддержки, Вы уже об этом говорили, Владимир Владимирович. Теперь при оценке нуждаемости семьи не учитывается прежний заработок гражданина, потерявшего работу. Такой подход отражает реальное финансовое положение семьи и позволяет в случае малой обеспеченности заключать социальный контракт, получать субсидию на оплату жилищно-коммунальных услуг и другие виды и формы социальной помощи, в том числе такие меры поддержки, как ежемесячные выплаты на детей от трех до семи лет.

Дополнительно граждане, которые потеряли работу после 1 марта, на каждого ребенка получают по три тысячи рублей, и хочу сказать, что сегодня более 140 тысяч безработных получают эту доплату почти на 230 тысяч детей.

Но много и тех безработных, которые эту доплату не получают, так как они потеряли работу до 1 марта или ранее не были трудоустроены. По нашим оценкам, 510 тысяч граждан, которые воспитывают 840 тысяч детей (это из числа безработных), на сегодняшний день такую доплату не получают. Предлагаем поддержать такие семьи, Владимир Владимирович, и распространить дополнительную выплату на всех зарегистрированных безработных.

Теперь о ситуации на рынке труда. На базе портала «Работа в России» организован онлайн-мониторинг рынка труда. Сегодня в нем участвуют компании, в которых заняты более 21 миллиона работников, это примерно 40 процентов от общего числа всех трудоустроенных на сегодняшний день граждан. В мониторинге отражаются сведения о переводе сотрудников в режим гибкой занятости, а также о планах организации по высвобождению персонала.

На текущий момент более 10 процентов работающих граждан или примерно пять миллионов шестьсот тысяч наших граждан продолжают трудиться удаленно. Более того, ряд организаций и сотрудников на сегодняшний день хотели бы продолжить работу именно в таком формате и после снятия ограничительных мер. Соответственно, предлагаем в Трудовом кодексе закрепить такие понятия, как удаленная и комбинированная занятость.

И еще, Владимир Владимирович. На сегодняшний день одна из форм трудовых отношений, которая требует регулирования, – это платформенная занятость. Ее развитие связано именно с активной цифровизацией предоставляемых услуг.

Поскольку фактически трудовые отношения с применением этих форм гибкой занятости уже сложились, нам требуется ускорить и цифровизацию кадрового делопроизводства. Предлагаем дать возможность работодателям с 2021 года вести кадровый документооборот электронно без дублирования на бумаге.

На отдельном контроле у Минтруда ситуация с переводом сотрудников в режим неполной занятости. Сегодня это 5,5 процента работников или свыше трех миллионов человек. Отмечу, что почти полтора миллиона работников на сегодняшний день направлены в простой, один миллион триста тысяч человек заняты на неполный рабочий день либо неполную рабочую неделю и около 280 тысяч работников находятся в неоплаченном отпуске. Мы видим, что работодатели оптимизируют свои расходы в пределах, допустимых законодательством, в том числе и на оплату труда, но при этом мы также понимаем, что работодатели не прибегают к крайним мерам – к увольнению сотрудников.

Отдельно ведется учет найма и увольнения в организациях. Информация от 3,5 миллиона юридических лиц поступает в базу данных ежедневно по мере наступления кадрового события. С 1 апреля на сегодняшний день в России были уволены два миллиона 52 тысячи человек, приняты на работу один миллион 665 тысяч человек, то есть разница составила 388 тысяч.

За вычетом сезонного фактора больше всего уволенных в следующих пострадавших отраслях: розничная торговля непродовольственными товарами, общественное питание и гостиничный бизнес. В абсолютных цифрах самая значительная разница между уволенными и принятыми наблюдается в Москве, в Свердловской области и Санкт-Петербурге. При этом наибольшая доля высвобождаемых граждан по соотношению с экономически активным населением в субъекте, а это диапазон примерно от 1,5 до 2 процентов, наблюдается в Кировской области, Костромской области и Пензенской области.

Наибольшая численность официально зарегистрированных безработных наблюдается также в Москве, Московской области, Краснодарском крае. Но по доле официально регистрируемых безработных от экономически активного населения самая сложная ситуация, Владимир Владимирович, наблюдается в республиках Тыва, Чечня и Ингушетия: там этот показатель достигает от 9 до 11 процентов от экономически активного населения.

Если в начале года в центры занятости за помощью в поиске работы и пособием по безработице обращался каждый пятый безработный, то сегодня мы видим, что это уже каждый третий гражданин, потерявший работу. При этом в ряде регионов в центры занятости пришло больше граждан, чем было официально уволено. Это говорит о том, что к нам обращаются и те граждане, которые раньше не работали или которые раньше не имели официального места работы. Причем эта ситуация характерна для многих регионов вне зависимости от их экономического положения.

Среди граждан, обратившихся в центры занятости, 32 процента потеряли работу после 1 марта и получают максимальное пособие, 23 процента потеряли работу до 1 марта и получают пособие, исходя из размера прошлого заработка. Самая большая группа (45 процентов) получают на сегодняшний день минимальное пособие – полторы тысячи рублей. Это граждане, которые работали, но не были устроены официально, это молодые специалисты, которые устраиваются на работу впервые, и граждане с большим перерывом в трудовом стаже.

При регистрации на портале «Работа в России» граждане не только подают заявления на постановку на учет в центрах занятости в качестве безработного, но и заполняют резюме. Таким образом, мы на сегодняшний день имеем возможность видеть, кто именно был занят неформально, создать условия для официального трудоустройства таких граждан. И самое главное, мы видим необходимость системной работы с этой информацией, которая приводит нас к пересмотру подходов к организации работы центров занятости в субъектах Российской Федерации.

Вместе с тем в сложившейся ситуации, Владимир Владимирович, предлагаем поддержать категорию граждан, получающих минимальное пособие по безработице, и увеличить пособие по безработице в три раза – с полутора тысяч до 4,5 тысячи рублей, также на данном этапе на три месяца.

В этой же группе безработных, получающих минимальное пособие, оказались и те, кто прежде сами создавали рабочие места. Это индивидуальные предприниматели, которые были вынуждены закрыть свое дело в связи с теми ограничениями, которые на сегодняшний день есть. Предлагаем для индивидуальных предпринимателей, для этих граждан, установить максимальный размер пособия – 12 тысяч 130 рублей, также на трехмесячный период.

Коротко о прогнозе ситуации на рынке труда. Сейчас предприятия только начинают выходить из режима ограничений. Меры поддержки, о которых говорил в своем докладе Михаил Владимирович, помогли сдержать рост численности безработных и сохранить рабочие места. Однако с учетом прогноза Министерства экономического развития по динамике внутреннего валового продукта, розничной торговли, динамике восстановления потребительского спроса во втором и третьем кварталах ситуация на рынке труда все еще будет оставаться сложной. Стабилизацию ситуации мы ожидаем только в четвертом квартале, а положительную динамику мы предполагаем видеть в первом–втором квартале 2021 года. По нашим оценкам, пик по количеству безработных придется на третий квартал.

Отдельно требуется поддержать граждан, потерявших работу до начала ограничительных мер, у которых в ближайшие месяцы будет истекать установленный срок назначения им пособия по безработице. Владимир Владимирович, предлагаю продлить гражданам период выплаты ранее назначенных пособий по безработице на три месяца (это как раз позволит пройти сейчас самую сложную пиковую ситуацию на рынке труда) в том случае, если гражданин получал данное пособие и ему не удалось трудоустроиться.

Для помощи гражданам, которые оказались под риском увольнения, предлагаем организовать общественные работы или временную занятость в тех регионах, где эпидемиологическая ситуация это уже позволяет. Предприятия, организовавшие такие общественные работы или временную занятость для своих сотрудников, смогут получить компенсацию части затрат на оплату труда. Это позволит поддержать сотрудников в наиболее сложный на рынке труда период и даст предприятиям сохранить трудовые коллективы.

Дополнительно предлагаем организовать обучение граждан, находящихся под риском увольнения и состоящих именно на учете в центре занятости. Но проводить такие обучения, мы считаем, необходимо только после экспертной оценки работодателями предлагаемых образовательных программ. Здесь мы с коллегами из Министерства просвещения уже провели дополнительную работу и готовы предложить варианты. Так граждане с учетом экспертной оценки работодателями данных программ смогут получить востребованные на сегодняшний день навыки.

Будь в курсе! Подпишись на рассылку новостей
Будь в курсе! Подпишись на рассылку новостей