24 июля 2020
Статьи, Законодательство

Охрана труда в новом КоАП 2020

Минюстом подготовлен проект нового Кодекса об административных правонарушениях. Сейчас документ находится на этапе публичных обсуждений и проведения антикоррупционной экспертизы. Его текст опубликован на федеральном портале проектов нормативно-правовых актов.

Как утверждается в пояснительной записке к документу, по истечении 17 лет действия КоАП возникла необходимость научного осмысления и проведения критической оценки норм кодекса с учетом конституционных требований и многократных изменений. В указанный период было принято свыше 650 федеральных законов, внесших более 4 800 поправок в КоАП.

В большинстве случаев корректировки не имеют системного характера, что вызывает нарушение правового регулирования тождественных по содержанию общественных отношений. Подобная практика негативно отражается на обеспечении прав и законных интересов граждан и юридических лиц.

Административные правонарушения в сфере труда

Административные правонарушения, посягающие на трудовые права граждан, приведены в Главе 8 Особенной части Кодекса об административных правонарушениях.

Глава 8 КоАП

Рассмотрим наиболее интересные статьи.

Статья 8.1

В случае несоблюдения норм трудового законодательства и иных НПА, которые содержат нормы трудового права для юрлиц предусмотрено наказание по ст. 8.1 в виде штрафа от 30 до 50 тысяч рублей.

Статья 8.3

По ст.8.3 предусмотрена ответственность за несоблюдение государственных нормативных требований охраны труда. Нарушители юридические лица могут выплатить за это в бюджет государства от 50 до 80 тысяч рублей.

Статья 8.4

Нарушения работодателем установленного порядка проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах или ее непроведение по статье 8.4 влечет наложение административного штрафа в размере 60-80 тысяч рублей.

Статья 8.5

Допуск сотрудников к работе без обучения и проверки знаний ОТ, а также без медосмотров и психиатрических освидетельствований, влечет (согласно ст. 8.5) наложение штрафа на юридических лиц в размере от 110 до 130 тысяч рублей. Аналогичное деяние, совершенное в отношении двух и более сотрудников, наказывается штрафом в размере 130-150 тысяч рублей.

Статья 8.6

В случае необеспечения персонала СИЗ (ст.8.6) предприятие заплатит штраф 130-150 тысяч рублей, если нарушение касается двух и более работников, то 150-200 тысяч рублей.

Статья 8.7

Нарушение действующего порядка расследования, оформления, регистрации и учета несчастных случаев (ст.8.7) влечет выплату штрафа юридическими лицами в размере 80-100 тысяч рублей.

Статья 8.8

Если работодатель несвоевременно проинформирует о несчастном случае на производстве либо профзаболевании сотрудника (ст.8.8) ему грозит штраф от 60 до 80 тысяч рублей. Такое же наказание предусмотрено за непредоставление сведений о последствиях несчастного случая и мерах, предпринятых для его предотвращения. В случае сокрытия подобных фактов наказание строже — штраф от 140 до 160 тысяч рублей.

Статья 8.9

Сокрытие нечастного случая (ст.8.9) обойдется предприятию в 5-10 тысяч рублей.

Статья 8.10

За нарушение организацией, проводившей специальную оценку условий труда, требований законодательства о специальной оценке условий труда, юридическое лицо заплатит по ст.8.10 от 70 до 100 тысяч рублей.

Статья 8.18

Ст.8.18 предусматривает ответственность работодателей за нарушение санитарно-эпидемиологических требований. Подобные действия караются штрафом в размере 30-50 тысяч рублей, а если они создали угрозу здоровью и жизни работников штрафные санкции составляют 60-70 тысяч рублей.

Эксперты считают, что нормы этой статьи могут применяться к предприятиям, игнорирующим соблюдение мер по предотвращению распространения COVID-19. Например, к ответственности можно привлечь за отсутствие устройств по обеззараживанию воздуха или дезинфекции контрактных поверхностей.

Статья 8.20

Отдельного внимания заслуживает ст.8.20, посвящённая фактам повторного нарушения норм трудового законодательства. В Минюсте предлагают удвоить наказание для юридических лиц или ввести административный запрет на деятельность предприятия сроком до 30 суток. При этом правонарушение как повторное станет квалифицироваться в случае совершения его два и более раза по одинаковой статье.

Заключение

Несмотря на торжество в новом КоАП трудовых прав, охраны труда в частности и действительно значительные штрафы...

Если работодатель все же не сможет обеспечить приемлемые условия труда и это вынудит работников пойти на крайние меры, например, объявить забастовку, то наказание за принуждение к отказу от забастовки (статья 8.16) будет носить чисто символический характер. По этому нарушению прав работников предусмотрен действительно ничтожно малый штраф в размере 1-2 тысячи рублей.

Кроме того, даже увольнение в связи с объявлением забастовки повлечет (согласно статье 8.7) штраф для должностных лиц в размере 4-5 тысяч рублей.

Могут ли испугать такие штрафы?

Будь в курсе! Подпишись на рассылку ИПТ
Будь в курсе! Подпишись на рассылку ИПТ
Следите
за обновлениями
в соц сетях