5 марта 2021
Статьи

Основные элементы оценки рисков на предприятии

Оценка рисков – это систематическое изучение всех аспектов выполняемой работы с целью установить, что могло бы вызвать травму или вред, можно ли устранить эти опасности, а если не можно – какие профилактические или защитные меры приняты или должны быть приняты для преодоления этих рисков.

Процесс проведения оценки рисков должно осуществляться администрацией предприятия на основе консультаций со всеми лицами, работающими на предприятии – работодателем, администрацией и работниками и (или) их представителями и (или) с их участием. Все они могут вносить свой вклад в процесс на разных его этапах.

Оценка рисков состоит из следующих этапов:

  • обнаружение опасностей;
  • определение работников (или других лиц), которые могут подвергаться риску из-за этих опасностей;
  • оценка соответствующего риска - качественное или количественное;
  • рассмотрение возможности устранения риска; если его устранить невозможно – принятие решения о том, необходимо ли ввести дальнейшие меры по предупреждению или уменьшение риска.

Институт прогрессивных технологий готов провести оценку профессиональных рисков, и дать заключительную оценку экспертов. Оценка должна охватывать риски, вытекающие из производственной деятельности, которые можно обоснованно предусмотреть. Риски, вытекающие из повседневной деятельности, связаны с жизнью в целом, которые обычно не считаются вызывающими беспокойство (например, риск того, что офисный работник порежется бумагой), могут не нуждаться в такой же пристального внимания, если только производственная деятельность или организация труда не обостряет эти риски.

Оценку рисков необходимо проводить для всех рабочих мест. В  широком смысле их можно классифицировать так:

  • стационарные учреждения, например, офисы, школы, фабрики;
  • рабочие места, претерпевающие изменения, например, строительные площадки, доки, верфи;
  • мобильные рабочие места, например, временные рабочие места для предоставления государственных услуг, выполнение обязанностей, связанных с посещением.

Тем не менее, на каждом из вышеупомянутых видов рабочих мест работа может:

  • или выполняться по установленной процедуре, как, например, в цехе с производственной линией;
  • или меняться и развиваться, как, например, на строительной площадке.

Конечно, в диапазоне между этими крайними случаями будет ряд разновидностей. Следовательно, оценку рисков следует планировать так, чтобы учесть различные модели работы. Для относительно стабильного типа предприятия, как, например, механическая мастерская или швейное ателье, оценка рисков может иметь следующие особенности:

  • учет обычных условий;
  • отсутствие необходимости повторения, если рабочие места сопоставимы;
  • определение потребности в повторной или иной оценке в случае изменения обстоятельств, например, когда внедряются новые машины, методы или материалы, или для работы по техническому обслуживанию.

На предприятиях, где обстоятельства и условия меняются, оценка требует применения методики, учитывающей эти изменения. Риски можно оценивать в целом, чтобы принципы устранения и управления применялись даже в случае изменения на предприятии. Например, принципы надлежащего леса можно применять к каждой строительной площадке, фермерам следует учитывать особенности разных времен года и влияние, которое они могут иметь для работы в поле, а мойщикам окон следует рассматривать процедуры внедрения безопасных средств доступа к окон.

Оценку рисков следует проводить не только силами исключительно работодателя или его представителя, но и с привлечением работников или их представителей. Следует консультироваться с ними в рамках проведения оценки, а также информировать их о выводах по результатам проведенной оценки и о профилактических мерах, которые надо принять.

Еще один важный элемент, который следует учитывать, - это возможное присутствие на рабочем месте работников других предприятий или других лиц. Их присутствие следует рассматривать не только как такую, что подвергает риску их самих, но и также потому, что их деятельность может вызвать риски для работников, которые постоянно работают в данном помещении. Например, субподрядчики могут привезти на площадку собственный транспорт – присутствие которого не ожидалось, им могут понадобиться источники зажигания, например, сварочная аппаратура, или же они будут работать с тяжелым оборудованием и хранить его на площадке или будут двигать другие материалы рядом с проходами и проездами.  Все это создаст потенциальные риски для работников, которые обычно работают на площадке и для которых такая деятельность может оказаться незнакомой.

Так же работодатели сотрудников, которые работают в помещениях других предприятий, например, подрядчики, предоставляющие услуги по техническому обслуживанию через кадровые агентства, должны обеспечивать здравоохранение и безопасность своих работников в период их работы на объекте. Этим работодателям также необходимо будет проводить оценки рисков, в частности учитывая взаимодействие между их работниками и выполняемой ими работой и работниками и работой предприятия, на котором они работают. Они должны сообщить арендатору помещения и других работодателей или их работников, которых это может касаться, про все создаваемые риски и необходимые профилактические меры.

Всегда следует учитывать присутствие посетителей, например, студентов, простых граждан, пациентов больниц, потому что они вряд ли знакомы с присутствующими рисками или с необходимыми мерами предосторожности. Именно поэтому на многих предприятиях установлены правила поведения посетителей, и каждому посетителю может выдаваться краткое изложение этих правил.