От свалки в Волоколамске отравились дети! В Коломне жители перекрывают дороги, чтобы не пустить машины на свалку, количество которых резко увеличилось. Это заставляет задуматься – откуда столько отходов? Ответственность лежит не только на промышленных предприятиях…
Что такое офисные отходы?
Если посмотреть на свою корзину для мусора – там испорченная бумага, не пишущие ручки, сломанные скрепки, упаковки от чего либо, возможно даже упаковки из-под йогурта и все. Но на бумаге же чем-то печатают – значит, есть отходы и отработанных картриджей. Каким-то образом наше рабочее место освещается – значит, есть отходы ртутных или иных ламп.
Количество образующихся за день офисных отходов велико! Например, после меня ежедневно убирают полную корзину мусора. А кто убирает? И куда?
Обращение с отходами
Что понимается под деятельностью по обращению с отходами?
- Сбор отходов – прием или поступление от физических и юридических лиц в целях дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, транспортирования, размещения таких отходов.
- Накопление – временное складирование (на срок не более 11 месяцев) в местах (на площадках), обустроенных в соответствии с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства, в целях их дальнейших утилизации, обезвреживания, размещения, транспортирования.
- Размещение – включает в себя:
— хранение (складирование в специализированных объектах сроком более 11 месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения);
— захоронение (изоляцию отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах для предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду).
Отношения с отходами в офисе ограничиваются помещением их в мусорную корзину, а затем в ближайший мусорный бак, который обслуживает компания, занимающаяся вывозом мусора. До момента передачи образовавшихся в офисе отходов специализированной организации по договору для их вывоза отходы подлежат накоплению в специально отведенных местах. А накопление отходов является составной частью понятия «обращение с отходами».
Не стоит забывать и о том, что к офисным отходам относятся ртутные лампы и списанная техника. Для них также необходимо иметь специально оборудованное место для накопления в целях их дальнейшей передачи специализированной компании.
Российское законодательство в сфере обращения с отходами предусматривает (Приказ Минприроды России от 01.09.2011 N 721):
- учет отходов —
производится всеми организациями и индивидуальными предпринимателями, образующими отходы и ведущими деятельность в области обращения с отходами; - представление отчета —
по форме N 2-ТП (отходы) «Сведения об образовании, обработке, утилизации, обезвреживании, транспортировании и размещении отходов производства и потребления».
А если офисное помещение арендуется и вывоз мусора осуществляет компания-арендодатель?
В данном случае арендодатель заполняет и представляет отчет по форме N 2-ТП (отходы). При этом офисы в любом случае должны вести учет образующихся отходов в соответствии с Приказом N 721.
Паспорта на отходы
Должны ли офисы оформлять паспорта на свои отходы?
Да, должны, если в процессе их деятельности образуются отходы I — IV классов опасности. Им необходимо самостоятельно составить паспорт на каждый вид отхода по утвержденной типовой форме.
Заверенная копия такого паспорта направляется в территориальный орган Росприроднадзора по месту ведения хозяйственной деятельности. Паспорта отходов действуют бессрочно.
Если вид отхода относится к V классу опасности, то паспорт не составляется. При этом у организации должны быть в наличии материалы, подтверждающие отнесение отходов к V классу опасности.
Если вид отхода вообще не назван в Федеральном классификационном каталоге отходов (ФККО), то организация в течение 90 дней должна:
- Со дня образования такого отхода отнести его к конкретному классу опасности в соответствии с Критериями и утвержденным Порядком.
- Направить эти сведения в Росприроднадзор для включения нового вида отхода в ФККО. После включения отхода в ФККО на него оформляется паспорт.
Отходы от деятельности офиса обычно стандартные — бумага, использованные канцелярские принадлежности, перегоревшие лампы, пустые картриджи ксероксов и прочее. ФККО называет две группы офисных отходов:
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций несортированный (исключая крупногабаритный) — код 7 33 100 01 72 4 в ФККО;
- мусор от офисных и бытовых помещений организаций практически неопасный — код 7 33 100 02 72 5 в ФККО.
Получается, что в первом случае паспорт нужен, а во втором — нет.
Может ли организация самостоятельно разобраться, к какому из этих двух видов относится офисный мусор?
Для того чтобы подтвердить отнесение отхода к V классу опасности, компании необходимо привлечь специалистов – организацию, аккредитованную на проведение лабораторных исследований, поскольку такое подтверждение проводится методом биотестирования.
Если подтверждение отнесения отхода к V классу опасности не производилось, отходы относятся к IV классу опасности.
Наличие оформленных паспортов и правильность отнесения отходов к определенному классу опасности проверяются в ходе контрольно-надзорных мероприятий Росприроднадзора.
Ответственность
В соответствии со статьей 8.2 КоАП РФ
несоблюдение экологических и санитарно-эпидемиологических требований при сборе, накоплении, использовании, обезвреживании, транспортировании, размещении и ином обращении с отходами производства и потребления, веществами, разрушающими озоновый слой, или иными опасными влечет наложение административного штрафа:
- на граждан — от 1 000 до 2 000 рублей;
- на должностных лиц — от 10 000 до 30 000 рублей;
- на лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, — от 30 000 до 50 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток;
- на юридических лиц — от 100 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.