Отклонение законопроекта о создании Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве
22 марта 2024 ЗаконодательствоСтатьи
Государственная Дума не поддержала инициативу о создании общенациональной базы данных по регистрации производственных инцидентов. Это не означает отказа от унифицированной системы учета таких событий в России, но реализация этой идеи пройдет иным путем.
Законопроект № 409465-8, направленный на дополнение Трудового кодекса РФ новой статьей 230_2 для регулирования вопросов учета несчастных случаев на рабочих местах, был представлен в Государственную Думу 25 июля 2023 года. Эта статья предполагала начало функционирования единой информационной системы с 1 января 2024 года.
Однако, отдел правового обеспечения Думы высказал сомнения относительно взаимодействия предложенной системы с уже действующей Федеральной государственной информационной системой учета (ФГИС СОУТ), которая уже фиксирует сведения о происшествиях и профессиональных болезнях на рабочих местах за последние пять лет.
В дополнение к этому, в законопроекте не были четко прописаны механизмы интеграции и синхронизации двух систем, а также предложение включить в Трудовой кодекс положения о регистрации событий, связанных с самозанятыми и лицами, работающими по гражданско-правовым договорам, вызвало вопросы, так как такие правоотношения не регулируются действующим кодексом.
Работодатели, находящиеся в официальных трудовых отношениях со своими сотрудниками, лишены возможности использовать режим налогообложения для самозанятых. Это замечание было сделано в контексте обсуждения условий трудоустройства и налогообложения.
Комитет Государственной Думы по вопросам труда, социальной политики и ветеранских дел высказал мнение, что цель законопроекта № 409465-8 — ликвидация юридического вакуума, возникающего из-за недостаточного учета всех случаев на производстве в пределах РФ. Однако, способ, предложенный для решения этой проблемы, скорее всего, не приведет к желаемому результату. Это связано с тем, что предлагаемые изменения выходят за рамки норм Трудового кодекса РФ, особенно в части, касающейся самозанятых граждан и других лиц, на которых нормы ТК РФ не распространяются, таких как работники по гражданско-правовым договорам, военнослужащие и сотрудники правоохранительных органов.
В законопроекте оставлены без уточнения вопросы о том, кто сможет получить доступ к информации системы учета, как будет регулироваться этот доступ согласно новой статье 230_2 Трудового кодекса РФ.
Также вызывает вопросы инициатива по включению организаций, где осужденные к лишению свободы привлекаются к труду, в категорию работодателей в соответствии с Трудовым кодексом РФ. Учитывая уникальные условия содержания и статус осужденных, выполнение обязанностей работодателя в отношении них в полной мере, как того требует ТК РФ, представляется невозможным.
Внедрение предложенной информационной системы потребует значительных финансовых вложений из федерального бюджета. Вместе с тем, в представленной финансово-экономической документации к законопроекту № 409465-8 не указан конкретный объем этих затрат, а также отсутствуют данные для адекватной оценки экономических последствий его принятия.
Правительство РФ также высказалось против законопроекта, подчеркнув, что внедрение нововведений потребует дополнительных ассигнований из бюджета. При этом законопроект не содержит информации о источниках финансирования и механизмах реализации новых финансовых обязательств, что противоречит статье 83 Бюджетного кодекса РФ.
Счётная палата РФ также не поддержала инициативу из-за неясности использования данных новой системы для прогнозирования и планирования экономического развития страны, что было заявлено в пояснительной записке к законопроекту.
Профессиональные союзы не выразили свою позицию по поводу законопроекта. Российский союз промышленников и предпринимателей (РСПП) не поддержал инициативу законопроекта № 409465-8, мотивируя это возможным увеличением финансовой и управленческой нагрузки на бизнес. При этом подчеркнуто, что компании и так обязаны сообщать о произошедших несчастных случаях различным государственным и статистическим структурам, включая страховые организации.
В свете этих аргументов, Комитет Государственной Думы по труду, социальной политике и вопросам ветеранов высказался против законопроекта и посоветовал Государственной Думе отклонить его. В итоге, 27 февраля 2024 года, предложение о внедрении Единой государственной информационной системы учёта несчастных случаев на производстве было отклонено Государственной Думой.
Мнение эксперта Института Прогрессивных Технологий:
1. Государственная Дума отклонила законопроект № 409465-8 о создании Единой государственной информационной системы учета несчастных случаев на производстве.
2. Основными причинами отклонения стали:
— Дублирование функций с уже существующей Федеральной государственной информационной системой учета (ФГИС СОУТ);
— Неясность механизмов интеграции и синхронизации двух систем;
— Попытка распространить нормы Трудового кодекса на самозанятых и лиц, работающих по гражданско-правовым договорам;
— Отсутствие четкого механизма регулирования доступа к данным системы;
— Необходимость значительных финансовых вложений из бюджета, объем которых не был обоснован.
3. Законопроект не получил поддержки от профильных комитетов Совета Федерации, Правительства РФ, Счетной палаты и Российского союза промышленников и предпринимателей (РСПП).
4. Отклонение этого законопроекта не означает полного отказа от идеи создания единой системы учета несчастных случаев на производстве, но ее реализация будет проходить другим путем.
5. Необходимость совершенствования системы учета производственных инцидентов признана, но предложенный способ был сочтен неэффективным и требующим дополнительной проработки.
Заполните заявку на сайте и получите бесплатную консультацию наших экспертов уже сегодня!
Фото в статье: Изображение от Freepik