Проблемные вопросы проведения специальной оценки условий труда 2022-2023

7 ноября 2022 Важно знать

Несмотря на то, что специальная оценка условий труда проводится с 2014 года вот уже 8 лет, по-прежнему остаются вопросы, которые могут быть неоднозначно понятыми, вследствие отсутствия однозначного изложения требований либо «размытости» формулировок в действующих документах, регламентирующих проведение специальной оценки условий труда.

Одним из таких вопросов является состав комиссии по проведению специальной оценки условий труда.

В частности, в части 4 статьи 9 Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» сказано, что Комиссию возглавляет работодатель или его представитель. Однако, расшифровка понятия «представитель» до настоящего времени нигде в официальных документах не фигурирует. Поэтому, остается только догадываться – кого под этой формулировкой подразумевал законодатель.

Многие руководители, включая индивидуальных предпринимателей, при формировании комиссии по проведению специальной оценки условий труда забывают включить в нее специалиста по охране труда. Причин может быть несколько: например, отсутствие на предприятии специалиста по охране труда (законодательство допускает его отсутствие в организациях численностью до 50 работников), уверенность руководителя, что он сам может выполнять роль специалиста по охране труда, пройдя обучение и др. Однако, еще в 2016 году Кинешемский Городской суд Ивановской области установил, что работодатель/генеральный директор может выступать в роли специалиста по охране труда, при условии обучения как специалиста по охране труда в объеме не менее 250 часов, так как действующим законодательством срок освоения программ профессиональной переподготовки составляет не менее 250 часов.

Еще одним краеугольным камнем при проведении специальной оценки условий труда является отражение медицинских осмотров, гарантий и компенсаций, а также указание о необходимости предоставления досрочной пенсии по старости.

Чаще всего такие вопрос отражения необходимости проведения медицинских осмотров возникает у работодателей, чьи работники обязаны по законодательству проходить предварительные и периодические медицинские осмотры. Цель специальной оценки условий труда – не только выявление вредных и (или) опасных производственных факторов, воздействующих на работников, но и установление уровня такого воздействия. Согласно Методики проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом №33н от 24.04.2022 года все вредные факторы в рамках специальной оценки условий труда определяются согласно Классификатора. Вместе с тем, Классификатор имеет большое количество ограничений на выявление факторов на конкретных рабочих местах и не может охватить часть факторов, которые воздействуют на работника. Минтруд России неоднократно подчеркивал, что работнику по результатам специальной оценки условий труда медицинский осмотр нужен только тогда, когда уровни вредных и (или) опасных производственных факторов превышают норму (гигиенические нормативы). И это легко понять: зачем проводить работнику медицинские осмотры, если по тем факторам, что определялись при СОУТ допустимые условия труда (класс 2) – ведь у работника при таких условиях труда за всю его профессиональную деятельность профессиональной патологии возникнуть не может. Другое дело, если работники относятся к категории медицинских, педагогических работников или работников общепита и нескольких других категорий. Здесь цель медицинских осмотров иная – ввиду особых условий труда, неблагоприятных факторов, особенностей трудового процесса, не входящих в Классификатор, не допустить появления и распространения заболеваний, в том числе от работников к покупателю, от педагогов – обучающимся в учебных заведениях или от медперсонала – пациентам лечебно-профилактических учреждений. И это регулируется действующими приказами Роспотребнадзора. Учитывая вышеизложенное, в Картах специальной оценки условий труда должна отражаться необходимость проведения медицинских осмотров только при наличии вредных условий труда (класс 3.1. и выше).

Многие работодатели настаивают на том, чтобы в результатах специальной оценки условий труда отражались гарантии и компенсации, которые работники получают, выполняя свои обязанности при допустимых условиях труда (надбавки за работу в условиях Крайнего Севера, сокращенная продолжительность рабочего времени и досрочная пенсия у педагогов и медицинских работников и др.). Это обусловлено тем, что работодатели предполагают, что работник, ознакомившись с условиями труда, будет обращаться в суд или Государственную инспекцию труда с жалобами, что по результатам СОУТ данные гарантии и компенсации ему не положены и в дальнейшем не будут предоставляться, если работник их получал. Однако, Трудовой кодекс четко определяет позицию по данному вопросу – гарантии и компенсации по результатам СОУТ предоставляются только за вредные и(или) опасные условия труда, установленные при выявлении конкретных вредных и (или) опасных производственных факторов, уровни которых превышают гигиенические нормативы! Предоставляемые работникам иные гарантии и компенсации отношения к специальной оценке условий труда не имеют, так как установлены не имеющими отношения к проведению СОУТ законодательными документами и должны предоставляться работникам после проведения СОУТ вне зависимости от ее результатов!

Вопрос необходимости предоставления досрочной пенсии работникам и необходимость ее отражения в Картах СОУТ, по-прежнему, остается актуальным. Связано это с тем, что работник теряет свое право на получение досрочной пенсии по старости в результате установления на его рабочем месте допустимых (класс 2) условий труда. Более того, работодатель, получая в результате проведения специальной оценки условий труда на рабочих местах допустимый класс условий труда, получает еще и отсутствие необходимости отчислять повышенные взносы в Пенсионный фонд.

Однако, работники сохраняют свое право свое право на предоставление им государством досрочной пенсии по старости даже при втором классе условий труда, если такое право им предоставлено за работу в особых условиях труда, которые не регулируются Федеральным законом от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (лица, работающие в условиях Крайнего Севера, педагогические и медицинские работники, др. категории работников, в частности, работники учреждений Федеральной службы исполнения наказаний).

Совсем недавно, 04.10.2022 г., своим Постановлением от 4 октября 2022 г. № 40-П «По делу о проверке конституционности пункта 17 части 1 статьи 30 Федерального закона «О страховых пенсиях» и статей 12 и 13 Федерального закона «О специальной оценке условий труда» в связи с жалобой гражданки И.В. Глущенко», Конституционный Суд РФ пришел к выводу о том, что, в случае, когда у работника, при осуществлении трудовой деятельности в особых условиях труда, не учитываемых при проведении специальной оценки условий труда, имеется право на получение досрочной пенсии по старости, которое предусмотрено действующим правовым регулированием, но, при этом, не предусмотрена возможность учёта специфики такой трудовой деятельности, право на предоставление досрочной пенсии по старости за работником сохраняется, а работодатель обязан делать повышенные отчисления в Пенсионный фонд. Этим же самым Постановлением, Конституционный суд РФ обязал законодателя внести в кратчайшие сроки изменения в 12 и 13 статьи Федерального закона от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», так как их положения в настоящее время не соответствуют Конституции РФ.

Медицинские работники, в своей деятельности, оказывают помощь людям и лишь малая их часть непосредственно осуществляют работы с патогенными микроорганизмами! Это, как правило, сотрудники бактериологических лабораторий или подразделений лабораторий.

То есть буквально, согласно формулировок в действующих документах, биологический фактор, должен быть идентифицирован лишь у незначительной части медицинских работников, осуществляющих медицинскую деятельность. Вместе с тем, наличие или отсутствие данного фактора влияет на класс условий труда (при идентификации биологического фактора не бывает допустимых (класс 2) условий труда – только вредный (класс 31 и выше), и, соответственно, на предоставлений гарантий и компенсаций, включая выдачу молока работникам.

В настоящее время принято считать, что практически все медицинские работники подвержены воздействию биологического фактора, а это, в свою очередь, влияет на расходы работодателя на приобретение молока и возникновение претензий работников и профсоюзов к работодателю в случае его невыдачи.

В связи с отменой приказа №45н о выдаче молока, с 01.09.2022года вступил в силу г. новый приказ Минтруда России от 12.05.2022 г. № 291н. «Об утверждении перечня вредных производственных факторов на рабочих местах с вредными условиями труда, установленными по результатам специальной оценки условий труда, при наличии которых занятым на таких рабочих местах работникам выдаются бесплатно по установленным нормам молоко или другие равноценные пищевые продукты, норм и условий бесплатной выдачи молока или других равноценных пищевых продуктов, порядка осуществления компенсационной выплаты, в размере, эквивалентном стоимости молока или других равноценных пищевых продуктов». Согласно положениям Приказа, выдача молока или другие равноценных пищевых продуктов осуществляется при наличии следующих условий:

1. Наличие химического или биологического фактора на рабочем месте

2. Превышение гигиенических нормативов по результатам измерений или оценок

Самый главный нюанс – отсутствие в новом приказе условия нахождения во вредных условиях труда более 50% рабочего времени.

Теперь п. 4 Приложения № 2 к приказу Минтруда России от 12 мая 2022 г. №291н молоко предоставляется независимо от продолжительности смены.

Однако, добавлено довольно странное условие – если время работы составляет менее половины продолжительности рабочей смены, молоко не выдается.

Работнику может быть установлена разная продолжительность рабочей смены, например, 2, 4, 6, 8, 10, 12, 24 часов.
Молоко должно быть выдано, если он отработает не менее 1,2, 3, 4, 5, 6 или 12 часов соответственно во вредных условиях в течение своей смены.

Что именно хотел сказать Минтруд своим условием про половину продолжительности смены остается загадкой, так как такая ситуация возможна только при форс-мажорных обстоятельствах — работник не отработал половину смены, потому что заболел, вынужден был уйти по каким-либо обстоятельствам либо самовольно покинул рабочее место, не доработав и половину смены. Но такие ситуации крайне редки.

Подводя итог, следует сказать, что имеющиеся вопросы по действующей нормативной базе, регулирующей СОУТ, а также разработанные Минтрудом нововведения, включая самостоятельное проведение индивидуальными предпринимателям специальной оценки условий труда без оглядки на условия, в которых могут трудиться их работники, например, для рабочих мест сварщиков, химиков и т.д., в дальнейшем могут быть причиной многочисленных жалоб работников на своих работодателей по причине неправильно проведенной СОУТ, установившей неверный класс условий труда, отсутствия гарантий и компенсаций за работу во вредных условиях труда, невозможности досрочного выхода на пенсию, а также предоставления работникам молока или лечебно-профилактического питания; затруднить проведение специальной оценки условий труда и быть причиной наказания работодателей со стороны контролирующих органов.

Читайте наши свежие публикации

СИЗ. «Какие необходимо выдавать для работ на холоде?»
16 ноября 2022 Важно знать
Особенности оценки профессиональных рисков для ЧОПов, строительных организаций ...
11 ноября 2022 Важно знать
Проблемные вопросы проведения специальной оценки условий труда 2022-2023
7 ноября 2022 Важно знать
Специальная оценка условий труда в 2022 году: изменения ...
19 сентября 2022 Законодательство
Перейти ко всем новостям







Свяжитесь с нами!
Позвоните по телефону
+7(495)663-30-92 или оставьте заявку:
Главный офис в Москве
115088, Москва, ул. Южнопортовая 5, стр. 8, (БЦ «Золотое кольцо»)
Офис в Рязани 390037, Рязань, Касимовское шоссе 67а, офис 408 (БЦ «СФЕРА»)
Офис в Сыктывкаре оссия, Республика Коми, Сыктывкар, Гаражная улица, 9
Офис в Перми Россия, Пермь, улица Максима Горького, 5
Офис в Ижевске Россия, Удмуртская Республика, Ижевск, улица Карла Маркса, 23А
Офис в Ухте Россия, Республика Коми, Ухта, Тиманская улица, 11
Офис в Екатеринбурге Россия, Свердловская область, Екатеринбург, микрорайон Юго-Западный, Ясная улица, 31
Офис в Кирове Россия, Киров, Профсоюзная улица, 1 офис 502
На нашем сайте используется cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookies.
На нашем сайте используется cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookies.
Загружается...