Проведение СОУТ в авиакомпаниях у гражданского летного состава

21 мая 2022 Законодательство

Несмотря на то, что специальная оценка условий труда проводится уже 8 год, после того как она сменила аттестацию рабочих мест по условиям труда в 2014 году, все еще нерешенными остаются вопросы, относящиеся к особенностям проведения специальной оценки условий труда отдельных категорий работников. В частности, к таким работникам относятся работники летного состава гражданских воздушных судов.

Для отдельных видов деятельности, указанных в постановлении Правительства РФ от 14 апреля 2014 г. № 290 «Об утверждении перечня рабочих мест в организациях, осуществляющих отдельные виды деятельности, в отношении которых специальная условий труда проводится с учетом устанавливаемых уполномоченным федеральным органом исполнительной власти особенностей», должны быть установлены особенности проведения специальной оценки условий труда.

В перечень рабочих мест, указанных в вышеуказанном документе, входят рабочие места членов летных и кабинных экипажей воздушных судов гражданской авиации. Сам перечень таких специалистов утвержден приказом Министерства транспорта РФ от 4 августа 2015 г. №240.

Их рабочие места значительно отличаются от большинства рабочих мест. Связано это с тем, что большую часть своего рабочего времени работники проводят на борту воздушного судна, и не просто на борту, а еще и во время полета. Но также этими работниками могут выполняться множество дополнительных работ, при которых происходит, воздействие группы факторов (например, работа на открытой территории и в неотапливаемых помещениях), способных серьезно повлиять на здоровье и трудовую деятельность работников и могущих привести к развитию профессиональных заболеваний.

Однако, до настоящего времени особенности проведения специальной оценки условий труда для вышеуказанных категорий работников так и не приняты. В связи с чем, в настоящее время, специальная оценка условий труда должна проводиться на таких рабочих местах на общих основаниях. При этом следует учитывать, что, начиная проведение специальной оценки условий труда, даже сама подготовка к ее проведению вызывает ряд трудностей!

В частности, вызывает трудности подсчет общего числа рабочих мест и рабочих мест, на которых необходимо проводить измерения и оценки. Связано это с тем, что основное количество работников сгруппировано в летные бригады со своим графиком работы и осуществлением полетов на определенные расстояния и только на определенных типах и видах судов. Существующий принцип аналогичности позволяет группировать определенные типы воздушных судов, исходя из их марки и модельного ряда.

Но даже если после тщательных подсчетов, с помощью экспертов привлекаемой к проведению СОУТ лаборатории, работодателю окончательно удалось определить перечень рабочих мест, на которых необходимо провести СОУТ, проблемы не прекращаются, а только начинаются.

Особую сложность представляют непосредственно подготовка к проведению измерений и проведение измерений на рабочих местах.

Вследствие повышенных мер безопасности, предъявляемых к организации полетов, проход к местам проведения измерений сопряжен с тщательным досмотром как непосредственно экспертов, так и их оборудования. На проносимое измерительное оборудование требуется опись и согласование.

Огромную проблему составляет необходимость проведения измерений непосредственно в кабинах воздушных судов летных экипажей в момент взлета, полета и посадки. Связано это с огромной ответственностью экипажа, ограниченным пространством кабины воздушного судна, необходимостью выполнения экипажем своих персональных обязанностей, необходимостью перемещения в салоне воздушного судна и др.

В соответствии с Федеральными Авиационными Правилами проведение измерений на рабочих местах возможно только при проведении контрольных полетов без пассажиров на борту. Организация контрольных полетов вынуждает работодателей осуществлять дополнительные расходы на организацию таких вылетов.
Эксперты привлекаемой лаборатории при проведении идентификации вредных и (или) опасных производственных факторов и замеров руководствуются Классификатором вредных и (или) опасных производственных факторов, который является приложением к Методике 33н.

Однако, с точки зрения специалистов по охране труда авиакомпаний, представителей работодателя, профсоюзов и др., перечисленные в Классификаторе факторы не полностью отражают и могут быть применимы к рабочим местам летного состава лишь частично.

Так, например, не учтены психоэмоциональные факторы, вызывающие высокую напряженность, обусловленную значительными интеллектуальными, сенсорными, зрительными и слуховыми нагрузками, повышенной ответственностью за жизнь пассажиров, членов экипажа и сохранность техники, необходимостью принятия мгновенных и ответственных решений при навязанном ритме работы, требующей достаточный запас психофизиологических резервов, особенно на фоне утомления.

Не учитываются особенности режима труда, который проходит в несвойственной для человека воздушной среде: выполнение в единицу времени многократных и разнообразных действий строгой последовательности и повышенной точности, которые невозможно остановить или замедлить в условиях жесткого дефицита времени; определение положения в пространстве с помощью специальных технических устройств при постоянно возникающей частичной дезориентации; ненормированный рабочий день с большой его продолжительностью при выраженной монотонии и гиподинамии; пересечение нескольких часовых поясов; вероятность работы в любое время суток, неритмичность чередования дневных, ночных и смешанных смен, выходных дней, и др.

Дополнительно к вышеуказанным, стоит указать перепад давления воздуха в кабине, турбулентность (болтанка), угловые ускорения, изменение гравитации, резкую смену геоклиматических зон в течение нескольких часов и др.

Следует отметить, что многие специфические профессиональные факторы не поддаются общепринятым измерениям по причине отсутствия приборов и методик. Однако степень их влияния на состояние здоровья и заболеваемости не вызывает сомнений.

Все эти сложности обязывают все участвующие при проведении специальной оценки условий труда стороны (работодатель, профсоюз, работник и привлекаемая аккредитованная организация) относится к проведению данной процедуры максимально с особой тщательностью.

Так, например, проведенная Автономной некоммерческой организацией «Институт прогрессивных технологий» в 2015 году специальная оценка условий труда в Авиакомпании «Ред Вингс» позволила сохранить работникам гарантии и компенсации, которые предоставлялись им по результатам ранее проведенной аттестации рабочих мест по условиям труда. Безусловно, в момент проведения специальной оценки условий труда эксперты АНО «ИПТ» столкнулись с большинством вышеуказанных трудностей, однако совместными усилиями специальная оценка условий труда была проведена на должном уровне, а сам Отчет прошел государственную экспертизу и был принят работодателем.

Также в 2020-2021 годах специалисты Автономной некоммерческой организации «Институт прогрессивных технологий» тщательно провели специальную оценку условий труда в Акционерном обществе «Авиакомпания «Сибирь».

При большом количестве вылетов, длительном нахождении в процессе полета, эксперты и специалисты, смогли, что называется, «на себе», испытать все те условия и нагрузки, которые испытывает летный состав гражданских воздушных судов в процессе работы.

Подтвердив собственные знания и умения, приложив титанические усилия, а также, скурпулезно выслушивая мнения всех заинтересованных сторон, эксперты и специалисты Автономной некоммерческой организации «Институт прогрессивных технологий» смогли подготовить объективный Отчет о проведении специальной оценки условий труда в вышеуказанной авиакомпании, тем самым доказав возможность проведения СОУТ даже в отсутствии особенностей ее проведения, сохранив работникам все полагающиеся им, в зависимости от условий труда, гарантии и компенсации, тем самым снизив напряженность во взаимоотношениях работников, работодателя и профсоюза, которые могли бы иметь место, если бы специальная оценка условий труда была проведена менее тщательно.

Учитывая вышеизложенное, в настоящее время, при проведении специальной оценки условий труда на рабочих местах летного состава гражданских воздушных судов с одной стороны, по-прежнему, остро стоит вопрос скорейшего принятия особенностей проведения СОУТ, учитывающих все нюансы на таких рабочих местах, а с другой, при грамотном выборе организации, проводящей специальную оценку условий труда, и тщательнейшем подходе к проведению специальной оценки условий труда всех заинтересованных сторон, есть возможность проведения специальной оценки условий труда даже в условиях отсутствия нормативного документа, определяющего особенности проведения СОУТ летных экипажей судов гражданской авиации.

Читайте наши свежие публикации

Одна планета – один дом: внеси свой вклад
1 июня 2022 Новости и Анонсы
Проведение СОУТ в авиакомпаниях у гражданского летного состава
21 мая 2022 Законодательство
Обновлен порядок расследования несчастных случаев на производстве
20 мая 2022 Законодательство
Мониторинг оценки профессиональных рисков
19 мая 2022 Uncategorized
Перейти ко всем новостям







Свяжитесь с нами!
Позвоните по телефону
+7(495)663-30-92 или оставьте заявку:
Главный офис в Москве
115088, Москва, ул. Южнопортовая 5, стр. 8, (БЦ «Золотое кольцо»)
Офис в Рязани 390037, Рязань, Касимовское шоссе 67а, офис 408 (БЦ «СФЕРА»)
Офис в Сыктывкаре оссия, Республика Коми, Сыктывкар, Гаражная улица, 9
Офис в Перми Россия, Пермь, улица Максима Горького, 5
Офис в Ижевске Россия, Удмуртская Республика, Ижевск, улица Карла Маркса, 23А
Офис в Ухте Россия, Республика Коми, Ухта, Тиманская улица, 11
Офис в Екатеринбурге Россия, Свердловская область, Екатеринбург, микрорайон Юго-Западный, Ясная улица, 31
Офис в Кирове Россия, Киров, Профсоюзная улица, 1 офис 502
На нашем сайте используется cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookies.
На нашем сайте используется cookie для сбора информации технического характера и обрабатываем IP-адрес вашего местоположения. Продолжая использовать этот сайт, Вы даете согласие на использование файлов cookies.
Загружается...