14 мая 2025 Важно знать
Сокрытие несчастного случая на производстве: почему это недопустимо и какие штрафы грозят работодателю (анализ законопроекта № 914755-8)
Несчастный случай на производстве – это всегда чрезвычайное происшествие, требующее немедленной реакции, объективного расследования и, что самое главное, оказания помощи пострадавшему. К сожалению, статистика и практика показывают, что некоторые недобросовестные работодатели пытаются скрыть факт происшествия, уйти от ответственности и минимизировать свои расходы. Такая позиция не только грубо нарушает права работников, но и создает серьезные риски для самого предприятия. Недавно в Государственную Думу был внесен законопроект № 914755-8, направленный на ужесточение ответственности именно за сокрытие несчастных случаев. В этой статье мы подробно разберем суть предлагаемых изменений, их причины и возможные последствия для работодателей.
Текущая ситуация: почему проблема сокрытия несчастных случаев актуальна?
Сокрытие несчастного случая на производстве – это сознательное действие (или бездействие) работодателя или его уполномоченных лиц, направленное на то, чтобы информация о происшествии не стала известна контролирующим органам (Роструд, Фонд социального страхования, который сейчас является частью Социального фонда России — СФР) и, следовательно, не было проведено официальное расследование.
Мотивы недобросовестных работодателей:
-
Избежание ответственности: Расследование часто выявляет нарушения требований охраны труда, которые стали причиной несчастного случая. Это может повлечь за собой административные штрафы, а в случае тяжких последствий или гибели работника – и уголовную ответственность для должностных лиц.
-
Экономия на расходах:
-
Снижение затрат на мероприятия по улучшению условий труда: По результатам расследования работодателю могут предписать устранить выявленные нарушения, что требует финансовых вложений.
-
Сохранение низкого тарифа страховых взносов: Количество несчастных случаев и профзаболеваний влияет на класс профессионального риска и, соответственно, на размер тарифа страховых взносов на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний.
-
Избежание расходов на реабилитацию и компенсации пострадавшему: Скрывая случай, работодатель пытается уклониться от выплат, предусмотренных законодательством (оплата больничного в полном объеме, единовременные и ежемесячные страховые выплаты, оплата дополнительного лечения, реабилитации и т.д.).
-
-
Сохранение «репутации»: Некоторые компании боятся огласки и негативного влияния на имидж.
-
Давление на работника: Часто работодатели пытаются «договориться» с пострадавшим, предложив ему некоторую сумму «в конверте» взамен на молчание, запугивая или вводя в заблуждение относительно его прав.
Неутешительная статистика:
Как отмечается в пояснительной записке к законопроекту № 914755-8, проблема имеет серьезные масштабы. В период с 2019 по 2024 год было выявлено 5007 сокрытых несчастных случаев, из которых 1277 – с летальным исходом. Эти цифры наглядно демонстрируют цинизм и безответственность тех, кто ставит экономическую выгоду выше жизни и здоровья своих сотрудников.
Вот график, показывающий динамику сокрытия несчастных случаев на производстве в России за 2019–2024 годы:
-
Оранжевая линия — общее количество скрытых несчастных случаев.
-
Красная линия — из них случаи со смертельным исходом.
График демонстрирует устойчивое присутствие практики сокрытия, в том числе смертельных случаев, несмотря на некоторую вариативность по годам. Это подчеркивает системную проблему и необходимость более строгого надзора и прозрачности в отчетности. Если нужно, могу добавить тренды, доли или сравнение с официальной статистикой
Последствия сокрытия для работника:
-
Лишение права на получение в полном объеме страховых выплат и компенсаций, гарантированных государством.
-
Затруднение или невозможность получения качественной медицинской помощи и реабилитации за счет средств СФР.
-
Отсутствие официального документа (акта Н-1), подтверждающего производственный характер травмы, что может создать проблемы в будущем (например, при установлении группы инвалидности).
-
Психологическое давление и чувство незащищенности.
Законопроект № 914755-8: суть предлагаемых изменений
Законопроект, внесенный группой депутатов Государственной Думы (А.К. Исаев, М.В. Тарасенко, С.В. Бессараб и др.), предлагает внести изменения в статью 5.27.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (КоАП РФ), которая устанавливает ответственность за нарушение государственных нормативных требований охраны труда.
Ключевое нововведение – введение отдельного состава правонарушения и специальных штрафов за:
-
Сокрытие работодателем или его уполномоченным лицом несчастного случая на производстве.
-
Умышленное искажение информации о несчастном случае.
-
Несвоевременное сообщение полной и достоверной информации о несчастном случае в:
-
Территориальный орган федерального органа исполнительной власти, уполномоченного на осуществление федерального государственного контроля (надзора) за соблюдением трудового законодательства (т.е. Государственную инспекцию труда – ГИТ).
-
Исполнительный орган страховщика по вопросам обязательного социального страхования от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний (т.е. Социальный фонд России – СФР).
-
Предлагаемые размеры административных штрафов (новая часть 4.1 статьи 5.27.1 КоАП РФ):
-
Для физических лиц (например, если работодатель – индивидуальный предприниматель, не оформивший себя как ИП, или иное физическое лицо, выступающее в роли работодателя без официального статуса, хотя это редкий случай для данной нормы, чаще это относится к неуполномоченным лицам, которые по факту скрыли случай): от 1 000 до 3 000 рублей.
-
Для должностных лиц (руководитель организации, специалист по охране труда, иные лица, ответственные за организацию расследования и информирования): от 20 000 до 30 000 рублей.
-
Для лиц, осуществляющих предпринимательскую деятельность без образования юридического лица (ИП): от 20 000 до 30 000 рублей.
-
Для юридических лиц: от 130 000 до 150 000 рублей.
Также законопроект предусматривает корреспондирующие изменения:
-
В абзаце первом части 1 статьи 5.27.1 КоАП РФ (общая норма о нарушении требований охраны труда) и в абзаце первом части 5 статьи 5.27.1 КоАП РФ (повторное совершение правонарушений) ссылки будут включать и новую часть 4.1.
-
Ужесточается наказание за повторное совершение правонарушений, предусмотренных частями 1 — 4.1 статьи 5.27.1 КоАП РФ (абзац второй части 5):
-
Физические лица: штраф от 3 000 до 5 000 рублей.
-
Должностные лица: штраф от 30 000 до 40 000 рублей или дисквалификация на срок от 1 года до 3 лет.
-
ИП: штраф от 30 000 до 40 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
-
Юридические лица: штраф от 150 000 до 250 000 рублей или административное приостановление деятельности на срок до 90 суток.
-
-
Вносятся технические изменения в статьи 23.1 КоАП РФ (судьи) и 23.12 КоАП РФ (органы Роструда), уточняющие их полномочия по рассмотрению дел по новой норме.
Срок вступления в силу: Предполагается, что Федеральный закон вступит в силу с 1 сентября 2025 года.
Сравнение с действующим законодательством: что изменится?
В настоящее время прямой отдельной нормы, наказывающей именно за сокрытие несчастного случая с указанными размерами штрафов, в КоАП РФ нет. Однако ответственность за подобные действия все же существует, но она «размыта» по нескольким статьям и имеет менее суровые санкции:
-
Статья 5.27 КоАП РФ (Нарушение трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права): Непроведение расследования несчастного случая или его проведение с нарушениями является нарушением трудового законодательства (в частности, статей 227-231 ТК РФ). Штрафы по ч. 1 ст. 5.27 КоАП РФ:
-
Должностные лица: от 1 000 до 5 000 рублей (или предупреждение).
-
ИП: от 1 000 до 5 000 рублей.
-
Юридические лица: от 30 000 до 50 000 рублей.
-
-
Статья 15.34 КоАП РФ (Сокрытие страхователем наступления страхового случая при обязательном социальном страховании от несчастных случаев на производстве и профессиональных заболеваний): Эта статья более специфична, но штрафы по ней значительно ниже предлагаемых законопроектом:
-
Должностные лица: от 500 до 1 000 рублей.
-
Юридические лица: от 5 000 до 10 000 рублей.
-
Ключевые отличия и ужесточения в законопроекте:
-
Специализированный состав: Выделение сокрытия несчастного случая, искажения информации или несвоевременного сообщения в отдельный, более тяжкий состав правонарушения в рамках статьи 5.27.1 КоАП РФ, которая посвящена именно нарушениям в сфере охраны труда.
-
Значительное увеличение размеров штрафов: Особенно для юридических и должностных лиц. Штраф для юрлица может достигать 150 000 рублей (а при повторном нарушении – до 250 000 рублей).
-
Расширение круга субъектов: Четко указаны физические лица, ИП, должностные и юридические лица.
-
Ужесточение наказания за повторное нарушение: Включая возможность дисквалификации для должностных лиц и административного приостановления деятельности для ИП и юридических лиц.
Важно: Даже при действующем законодательстве, если сокрытие несчастного случая привело к тяжким последствиям для здоровья работника или его смерти, и при этом были выявлены нарушения требований охраны труда со стороны ответственных лиц, возможно наступление уголовной ответственности по статье 143 УК РФ (Нарушение требований охраны труда).
Порядок действий работодателя при несчастном случае (напоминание):
Чтобы избежать обвинений в сокрытии и действовать в рамках закона, работодатель обязан (согласно ст. 227-231 ТК РФ и Положению об особенностях расследования несчастных случаев на производстве, утв. Приказом Минтруда России от 20.04.2022 № 223н):
-
Немедленно организовать первую помощь пострадавшему и при необходимости доставить его в медицинскую организацию.
-
Принять неотложные меры по предотвращению развития аварийной или иной чрезвычайной ситуации и воздействия травмирующих факторов на других лиц.
-
Сохранить до начала расследования обстановку, какой она была на момент происшествия, если это не угрожает жизни и здоровью других лиц и не ведет к катастрофе, аварии или возникновению иных чрезвычайных обстоятельств, а в случае невозможности ее сохранения – зафиксировать сложившуюся обстановку (составить схемы, сделать фотографии или видеосъемку).
-
Немедленно проинформировать о несчастном случае (в течение суток) соответствующие органы и организации, указанные в ст. 228.1 ТК РФ (в зависимости от тяжести случая – ГИТ, СФР, прокуратуру, Ростехнадзор, профсоюз и др.). Именно несвоевременное выполнение этого пункта или предоставление искаженной информации подпадает под действие нового законопроекта.
-
Создать комиссию по расследованию несчастного случая.
-
Провести расследование в установленные сроки (легкий случай – 3 дня, тяжелый или смертельный – 15 дней, возможно продление).
-
Оформить материалы расследования, включая акт о несчастном случае на производстве (формы Н-1, Н-1ПС, Н-1ЧС) или акт о расследовании группового, тяжелого несчастного случая, несчастного случая со смертельным исходом.
-
Выдать один экземпляр акта пострадавшему (или его доверенным лицам/иждивенцам).
-
Направить копии материалов расследования в соответствующие инстанции.
-
Зарегистрировать несчастный случай в журнале регистрации несчастных случаев на производстве.
-
Реализовать мероприятия по устранению причин несчастного случая.
Срок давности для расследования сокрытого несчастного случая:
Важно помнить, что согласно статье 229.3 ТК РФ, срок давности для расследования сокрытого несчастного случая не установлен. Если пострадавший (или его родственники, представители) обратится в ГИТ с заявлением о сокрытии несчастного случая, государственный инспектор труда обязан провести дополнительное расследование независимо от того, сколько времени прошло с момента происшествия.
Заключение:
Предлагаемые изменения в КоАП РФ являются логичным шагом государства, направленным на усиление защиты прав работников и повышение ответственности работодателей в сфере охраны труда. Сокрытие несчастного случая – это не просто административное правонарушение, это проявление пренебрежения к человеческой жизни и здоровью. Для специалиста по охране труда крайне важно не только знать эти изменения, но и донести до руководства всю серьезность последствий таких действий.
Профилактика производственного травматизма, создание безопасных условий труда, своевременное и объективное расследование каждого несчастного случая – вот главные задачи, которые должны стоять перед каждым ответственным работодателем. Новый законопроект лишь подчеркивает, что попытки «сэкономить» на безопасности и уйти от ответственности обойдутся гораздо дороже.