Специальная оценка условий труда — риски выбора «по цене»
11 сентября 2017 АнонсыЗаконодательство
Система торгов и тендеров несет огромные риски для компании — тендеры выигрывает минимальная стоимость проекта, при этом показатель качества компании и минимизация рисков клиента не учитываются.
По итогам проведенного тендера будет выбрана компания, предложившая минимальную стоимость оценки одного рабочего места. В дальнейшем компания-победитель проводит СОУТ, по результатам которой клиент получает итоговые документы, согласно Методике проведения специальной оценки условий труда, утвержденной приказом Минтруда России № 33н от 24.01.2014 года — Отчет о проведении специальной оценки условий труда, в который включаются:
- Сведения об организации, проводящей специальную оценку условий труда
- Карты специальной оценки условий труда
- Протоколы измерений вредных и (или) опасных производственных факторов
- Сводные документы по специальной оценке условий труда
Сотрудники компании, проводившей специальную оценку условий труда были вежливы и весь проект был реализован в необходимые сроки.
Акты выполненных работ подписаны, заказчик доволен результатом и даже подготовлено благодарственное письмо.
Какие риски могут ждать заказчика
В случае если у компании заказчика только офисные рабочие места, к рискам можно отнести:
- В большинстве случаев выезд специалистов организации, проводившей специальную оценку условий труда, для проведения идентификации и измерений не осуществляется или осуществляется формально, проводя частичные замеры рабочих мест, как правило на одном или нескольких рабочих местах.
- Вся специальная оценка фактически сводится к распечатыванию «результатов» «виртуальных» измерений, оценок и сделанных или скопированных выводов на их основе.
Данные факты противоречат законодательству Российской федерации, а именно Федеральному закону от 28.12.2013 № 426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» и Методике проведения специальной оценки условий труда.
В случае если в штатном расписании компании заказчика есть как офисные рабочие места, так и производственные, список рисков дополняется, неполным набором идентифицированных вредных и (или) опасных производственных факторов, и как следствие отсутствием необходимых замеров, отборов проб, отсутствием оценки эффективности СИЗ, некомпетентной оценкой травмоопасности, а также тяжести и напряженности трудового процесса.
Причиной вышеперечисленных рисков может стать:
- недостаточный опыт компании, проводящей СОУТ, в аналогичных проектах и на рынке охраны труда в целом
- компетенция и образование сотрудников исполнителя
- фактическая себестоимость услуги (расходные материалы лаборатории, командировочные затраты, ФОТ и пр.), многократно превышающая стоимость контракта на СОУТ
- неправильная трактовка или умышленное несоблюдение законодательства по специальной оценке условий труда исполнителем СОУТ
Ситуации возникновения рисков
- Несогласия сотрудников с результатами СОУТ
- Жалобы на условия труда на рабочих местах
- Получение травмы работником или работниками
- Отсутствие получения льгот и компенсаций сотрудниками, занятыми в вредных или опасных условиях труда
- Компания попадает в списки плановой проверки
В рамках любой из перечисленных ситуации организация подвергается проверке государственной инспекцией по труду, но при этом чувствует себя застрахованной.
При выявлении несоответствий в результатах данных проведенной СОУТ, инспектор имеет право отправить результаты проведенной СОУТ на Государственную экспертизу условий труда.
Статистика показывает, что фактически в 100% случаев в результате данных проверок находятся нарушения в документах по СОУТ. Следствием для работодателя станут:
Уже на данном этапе экономическая эффективность тендерной схемы выбора «по цене» проиграна.
Дополнительные финансовые показатели
В рамках специальной оценки условий труда с квалифицированным поставщиком Заказчик получает не только документы, страхующие компанию от штрафных санкций, но и рекомендации согласно которым компания сможет сократить свои компенсационные выплаты и отчисления в фонды.
Обязательным условием получения данной информации являются опыт и квалификация компании поставщика СОУТ и ее экспертов, умноженные на процедуру проведения СОУТ согласно всем требованиям законодательства Российской Федерации.
Отдельно необходимо отметить право работодателя на проведение специальной оценки условий труда и обучение охране труда за счет средств Фонда Социального Страхования.
Они предоставляются организациям в соответствии с «Правилами финансового обеспечения предупредительных мер», утвержденными Приказом Минтруда России от 10.12.2012 № 580н.
Вы сможете получить затраченные средства на проведение специальной оценки условий труда, а квалифицированный поставщик услуг СОУТ предоставит Вам максимум информации о способах и процедурах, а так же окажет содействие в подготовке необходимых документов.
Выводы и рекомендации по выбору поставщика СОУТ
С одной стороны весов мы получаем низкую стоимость услуг СОУТ и множество рисков, с другой — гарантированно качественную услугу , страховку от штрафных санкций «без подводных камней», а компенсация затраченных средств в минимальные сроки должна сделать выбор однозначным.
На что стоит обратить внимание при выборе поставщика:
1. Штат компании в целом и данные по аккредитованным экспертам компании, подтвержденные штатным расписанием и сведениями о датах получения аккредитаций экспертов, их опыт работы, а так же опыт компании на рынке услуг по охране труда, — это залог того, что Ваш проект не будет «новым и сырым». Квалифицированный поставщик на этапе подготовки коммерческого предложения уточнит всю необходимую информацию о ваших рабочих местах и сможет подготовить список необходимых замеров. Все необходимые Вам измерения должны быть в области аккредитации лаборатории, так как СОУТ — это не только замеры света, шума или микроклимата, оценка производственных рабочих мест — это множество сложных измерений.
2. Наличие аккредитованной лаборатории, область аккредитации которой должна покрывать все необходимые измеряемые факторы на ваших рабочих местах. Участие лаборатории в МCИ (межлабораторные сличительные исследования) и акты проверки лаборатории инспектирующими органами за последние годы — доказывают наличие и деятельность лаборатории «не для галочки» и сводят вероятность последствий проверок к 0. Сроки действия аттестатов аккредитации лаборатории должны закрывать период до следующей оценки условий труда.
3. Наличие необходимого количества приборов и средств измерения для проведения СОУТ, внесенных в государственный информационный фонд по обеспечению единства измерений, на правах владения компании, влияет как на сроки оказания услуг, так и говорит о компетенции поставщика услуг. Недостатки поставщика с арендованным оборудованием или одним набором средств измерений на 5 экспертов — прозрачны и понятны.
И первоначальными действиями компании заказчика — должна стать проверка всех предоставленных данных и сортировка компаний, а следующим — уже выбор по цене и удобству взаимодействия.
- Административная ответственность (Cтатья 5.27.1 КоАП РФ):
- штраф до 200 000 руб.
- или приостановка деятельности на срок до 90 суток
- Уголовная ответственность — в случае причинения вреда здоровью или гибели сотрудников (Статья 143 УК РФ):
- штраф в размере до 400 000 руб.,
- либо обязательные работы на срок от 180 до 240 часов,
- либо исправительные работы на срок до двух лет,
- либо принудительные работы на срок до одного года,
- либо лишение свободы на тот же срок..
- в случае гибели работника — лишение свободы сроком до 4-х лет