Разработка проектов санитарно-защитной зоны (СЗЗ)
Заполните онлайн-форму, и наши специалисты свяжутся с вами
Нажав кнопку, вы даете согласие на обработку персональных данных и соглашаетесь с политикой конфиденциальности
Санитарно-защитная зона (СЗЗ) – специальная территория с особым режимом использования, которая устанавливается вокруг объектов и производств, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека.
Функциональное назначение территории СЗЗ – снижение создаваемого объектом или производством негативного воздействия до санитарно-гигиенических нормативов.
СЗЗ — своего рода санитарный барьер между промышленной зоной и нормируемыми объектами, к которым относятся жилые дома, рекреационные зоны, школы, детские сады, больницы и т.д.
Обоснование границ санитарно-защитной зоны выполняется в проекте СЗЗ, в котором производится оценка следующих компонентов негативного воздействия, создаваемого предприятием:
- Химическое воздействие на атмосферный воздух
- Физическое воздействие (шум, ЭМИ)
- Биологическое воздействие
- Максимально коротко о проекте СЗЗ
- Если проект СЗЗ ранее не разрабатывался — до 1 октября 2024 г. разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и подать указанные материалы в Роспотребнадзор или же документально обосновать отсутствие необходимости установления СЗЗ
- Если проект СЗЗ ранее был разработан и получено решение об установлении СЗЗ — до 1 января 2028 г. подать документы для внесения информации о СЗЗ в Единый государственный реестр недвижимости (ЕГРН)
- Нормативные основания для разработки проекта СЗЗ
- Федеральный закон от 03.08.2018 г.№ 342-ФЗ «О внесении изменений в Градостроительный кодекс Российской Федерации и отдельные законодательные акты Российской Федерации» — основной документ
- Постановление Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222 «Об утверждении Правил установления санитарно-защитных зон и использования земельных участков, расположенных в границах санитарно-защитных зон» — действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ
- СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом изменений 1-4) — действует в части, не противоречащей Федеральному закону от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ и Постановлению Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222
- Как доказать, что установление СЗЗ не требуется?
- Разработать расчетное обоснование (фактический эквивалент проекта СЗЗ)
- Провести инструментальные исследования, подтверждающие расчетные данные
- Провести экспертизу во ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или в ином экспертном органе, аккредитованном на право проведения санитарных экспертиз
- Получить документальное подтверждение со стороны территориального органа Роспотребнадзора об отсутствии необходимости установления СЗЗ
- Оценка риска для здоровья населения
- Животноводческие и птицеводческие предприятия
- Расстояние до нормируемых объектов в 2 или более раза превышающее размер СЗЗ
- Кладбища
- Процедура установления СЗЗ
- ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии» по субъекту РФ или в иной экспертный орган, аккредитованный на право проведения санитарных экспертиз
- Центральный аппарат Роспотребнадзора (для объектов I-II класса опасности по санитарной классификации) или территориальный орган Роспотребнадзора по субъекту РФ (для объектов II-V класса опасности по санитарной классификации)
- Категория объекта НВОС и класс опасности объекта по санитарной классификации
- I класс — 1000 м
- II класс — 500 м
- III класс — 300 м
- IV класс — 100 м
- V класс — 50 м
- Состав работ при разработке проекта СЗЗ
- Проведение необходимых расчетов и обоснование границ СЗЗ
- Графическое описание местоположения границ СЗЗ, включая перечень координат характерных точек в системе координат, используемой для ведения Единого государственного реестра недвижимости, с формированием файла в формате XML (требование п. 16 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222);
- Получение сведений о фоновом загрязнении атмосферного воздуха;
- Инструментальные исследования химического и физического загрязнения атмосферного воздуха (с использованием функционала собственной аккредитованной лаборатории);
- Техническое сопровождение при прохождении экспертиз, включая оплату экспертных работ
- Возможные штрафные санкции
В соответствии с требованиями санитарного законодательства все промышленные объекты и большая часть организаций непроизводственного сектора обязаны:
Ключевым условием для разработки проекта СЗЗ или материалов, обосновывающих отсутствие необходимости разработки такого проекта, являются документы, удостоверяющие право собственности или аренды земельного участка.
Сокращение СЗЗ возможно вплоть до границ предприятия при соответствующем обосновании.
Чтобы доказать, что установление СЗЗ не требуется, необходимо провести работы, фактически эквивалентные тем, что требуются при установлении СЗЗ.
Наличие проекта ПДВ не заменяет процедуру установления СЗЗ!
СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 «Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов» (новая редакция, с учетом изменений 1-4) утрачивает силу с 01.01.2025 г. Рекомендуем разработать проект и завершить установление СЗЗ до конца 2024 г., так существует вероятность существенного усложнения данной процедуры с 2025 г.
В случае невыполнения требований по установлению СЗЗ возможна приостановка деятельности организации по статье 6.3 КоАП РФ на срок до 90 суток.
Законодательная база по установлению СЗЗ за последние годы существенно изменилась: вступили в действие новые нормативные документы, при этом старые продолжают действовать в части, не противоречащей им.
Иерархия нормативно-правовых актов по СЗЗ следующая:
В соответствии с п. 13 ст. 26 Федерального закона от 03.08.2018 г. № 342-ФЗ для объектов, в отношении которых определены ориентировочные и расчетные СЗЗ, до 1 октября 2024 г. необходимо разработать проект СЗЗ, провести инструментальные исследования и обратиться в Роспотребнадзор с заявлением об установлении СЗЗ.
Размеры ориентировочных СЗЗ большинства объектов и производств определены в классификаторе СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03, при этом для каждого из классифицированных объектов указан класс опасности по санитарной классификации.
Вместе с тем, согласно п. 1 Правил, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 03.03.2018 г. № 222, СЗЗ устанавливаются в случае формирования за контуром объекта химического, физического и (или) биологического воздействия, превышающего санитарно-эпидемиологические требования.
Иными словами, СЗЗ устанавливается в случае, если на границе земельного участка организации есть превышения 1 ПДК / ПДУ по химическому и физическому факторам загрязнения атмосферного воздуха.
Следует обратить особое внимание, что в соответствии с п. 5.3 Постановления Главного государственного санитарного врача РФ от 28.01.2021 г. № 3 «Об утверждении санитарных правил и норм СанПиН 2.1.3684-21 «Санитарно-эпидемиологические требования к содержанию территорий городских и сельских поселений, к водным объектам, питьевой воде и питьевому водоснабжению, атмосферному воздуху, почвам, жилым помещениям, эксплуатации производственных, общественных помещений, организации и проведению санитарно- противоэпидемических (профилактических) мероприятий» с 01.01.2025 г. утрачивает силу СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
Это означает, что начиная с 2025 г. будут определены и вступят в действие новые документы в сфере установления санитарно-защитных зон.
К сожалению, для того, чтобы доказать отсутствие необходимости разработки проекта СЗЗ, как правило, требуется провести такую же работу, как и при установлении СЗЗ:
Для объектов I и II класса опасности по санитарной классификации (как уже ранее упоминалось, класс опасности определяется в соответствии с классификатором СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03) за исключением ряда случаев требуется проведение специальной работы — оценки риска для здоровья населения.
Исключения определены СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03:
Необходимо помнить, что чаще всего необходимость оценки риска определяется наиболее опасным, а не основным производством: например, на животноводческой ферме, на которой установлена установка по сжиганию биологических отходов, потребуется оценка риска для здоровья населения.
Разработанный проект СЗЗ и результаты натурных наблюдений за состоянием атмосферного воздуха проходят несколько стадий экспертиз:
После получения Решения об установлении СЗЗ Роспотребнадзор направляет в Росреестр материалы для внесения сведений о СЗЗ в ЕГРН.
При внесении сведений в ЕГРН и нанесении сведений о зоне с особыми условиями использования территорий (СЗЗ) на публичную кадастровую карту СЗЗ считается установленной.
Важно понимать, что санитарная и экологическая ветви законодательства в Российской Федерации исторически развивались отдельно друг от друга.
В связи с этим, в вопросах, связанных с установлением СЗЗ, необходимо руководствоваться исключительно санитарной классификацией объектов, информацию о которой можно найти в СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03.
В соответствии с указанной классификацией существует 5 классов опасности, каждый из которых соответствует определенному размеру ориентировочной СЗЗ:
Размеры ориентировочных СЗЗ могут быть сокращены при разработке проекта СЗЗ.
Категория объектов негативного воздействия (категория объектов НВОС) определяется экологической частью законодательства и не имеет связи с СЗЗ. В связи с этим, 1 категория объекта НВОС совершенно не означает, что для предприятия необходимо установление СЗЗ в центральном аппарате Роспотребнадзора.
Одновременно с этим I класс опасности по санитарной классификации также не означает, что для объекта необходимо получение комплексного экологического разрешения.
Перечисленные работы могут выполняться как в комплексе (при заключении единого договора), так и отдельно.
Нередко со стороны промышленных экологов присутствует достаточно легкомысленное отношение к вопросу установления СЗЗ. И действительно, ст. 6.3 КоАП РФ предусматривает сравнительно небольшой в денежном эквиваленте штраф.
Однако в данной статье есть коварный подводный камень — возможность приостановки деятельности предприятия на срок до 90 суток. И, к большому сожалению, это совсем не миф! Достаточно посмотреть судебную практику, чтобы убедиться, что приостановка деятельности предприятий достаточно часто используется Роспотребнадзором в качестве меры административного воздействия.
И эту позицию надзорного органа вполне можно понять: именно по вопросам СЗЗ в Роспотребнадзор поступает наибольшее количество жалоб. В связи с этим, чаще наиболее убедительным действием, которое позволяет понудить предприятие быстро решить вопрос с установлением СЗЗ, является именно приостановка деятельности. Можно представить, какой потенциальный финансовый ущерб для предприятия может принести подобный исход!