Федеральная служба по труду и занятости определила, как должен осуществляться госнадзор за соблюдением трудового законодательства
25 октября 2019 АнонсыЗаконодательство
Приказ Федеральной службы по труду и занятости (Роструд) от 13.06.2019 N 160 утвердил Административный регламент осуществления Рострудом федерального госнадзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, регулирующих трудовое право.
Регламент определяет:
- Как будут осуществляться Рострудом и государственными инспекциями труда в субъектах РФ мероприятия по госнадзору в установленной сфере деятельности и обеспечению специальных рабочих мест и условий труда в установленной сфере деятельности для работников, являющихся инвалидами;
- В какие сроки и в какой последовательности будет производиться взаимодействие с работодателем;
- Права и обязанности уполномоченных должностных лиц Роструда и Государственной инспекции труда (ГИТ), а также работников и работодателей;
- Исчерпывающий перечень документов, которые могут быть истребованы у работодателя в ходе проведения проверок.
Госнадзор будет осуществляться:
- за соблюдением требований трудового законодательства и иных нормативно-правовых актов и будет касаться:— полнотой и своевременностью выплаты зарплаты, расчетом при увольнении, оплатой отпусков;— соблюдения государственных нормативных требований охраны труда;
— обеспечения доступности специальных рабочих мест и условий труда для работников, являющихся инвалидами;
- за выполнением предписаний об устранении выявленных нарушений и о проведении мероприятий по предотвращению нарушений обязательных требований по защите трудовых прав граждан;
- за работодателями — юридическими либо физическими лицами, зарегистрированными в качестве (ИП) и осуществляющими предпринимательскую деятельность без образования юридического лица, вступившими в трудовые отношения с гражданами, а также физическими лицами, не являющимися индивидуальными предпринимателями, вступившими в трудовые отношения с гражданами в целях личного обслуживания и помощи по ведению домашнего хозяйства; и за работниками — гражданами РФ, иностранными гражданами и лицами без гражданства, вступившими в трудовые отношения с работодателями.
Согласно регламенту, плановые проверки работодателей должны проводиться со следующей периодичностью, в зависимости от присвоенной их деятельности категории риска:
- для категории высокого риска — один раз в 2 года;
- для категории значительного риска — один раз в 3 года;
- для категории среднего риска — не чаще одного раза в 5 лет;
- для категории умеренного риска — не чаще одного раза в 6 лет;
- для категории низкого риска — не проводятся.
В случае отсутствия решения об отнесении деятельности юридического лица или ИП к определенной категории риска, деятельность должна считаться отнесенной к категории низкого риска.
В Регламенте оговариваются процедуры проведения и плановых, и внеплановых проверок:
- Государственные инспекторы труда при проведении плановых проверок работодателей должны использовать проверочные листы, содержащие списки контрольных вопросов. При этом в распоряжении или приказе на проведение плановой проверки должны быть указаны реквизиты проверочного листа (списка контрольных вопросов), который будет использован при проведении этой проверки.
- Продолжительность каждой проверки не должна превышать по общему правилу 20 рабочих дней.
- Если федеральными законами не предусмотрено иное, то в отношении одного субъекта малого предпринимательства общий срок проведения плановой выездной проверки не может превышать 50 часов в год для малого предприятия и 15 часов в год для микропредприятия.
Результатом проведения госнадзора может быть:
- акт проверки;
- акт о невозможности проведения проверки;
- предписание об устранении нарушений, обязательное для исполнения;
- предписание о привлечении виновных к дисциплинарной ответственности или об отстранении их от должности;
- предписание об отстранении от работы лиц, не прошедших обучение безопасным методам и приемам выполнения работ, инструктаж по охране труда, стажировку на рабочих местах и проверку знания требований охраны труда;
- предписание о запрете использования средств индивидуальной и коллективной защиты работников;
- протокол об административном правонарушении;
- направление в правоохранительные органы и в суд других материалов (документов) о привлечении виновных к ответственности в соответствии со статьей 357 Трудового кодекса РФ.
Одновременно на основании приказа Минтруда России от 13.06.2019 N 400н утратившим силу признан Административный регламент исполнения Федеральной службой по труду и занятости государственной функции по осуществлению федерального государственного надзора за соблюдением трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, утвержденный приказом Минтруда России от 30.10.2012 N 354н.