21 ноября 2020
Как сформировать комиссию, которая будет работать в сфере специальной оценки условий труда? Кто будет входить в данную комиссую?
Комиссия формируется, согласно приказу и распоряжения директора предприятия. В ст. 9 ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда» (СОУТ) предусмотрен ряд правил для комиссии. В разработанных правилах отмечено:
- Работодатель, а также его представитель, возглавляют работу комиссии.
- Работает специалист по ОТ.
- Работают сотрудники профсоюза или другого органа, представляющего предприятие.
Если СОУТ проводится у ИП, то в комиссию входят:
- Работодатель – это ИП, директор предприятия.
- Работник по ОТ, или сотрудник, который согласно договору, выполняет поставленные требования по ОТ.
- Сотрудники профсоюза или другого подразделения предприятия, которые будут выполнять поставленную работу (если они есть).
Если в комиссию можно не включать представителя профорганизации, то специалист, который работает по ОТ часто спорит, включать его или нет в подобный список, когда проводят СОУТ и оценивают окончательные результаты.
Указанная ситуация возникает из-за разногласий в трактовке ч. 3 ст. ФЗ от 28.12.2013 №426-ФЗ «О специальной оценке условий труда», который имеет нечеткую формулировку:
«При проведении проверки предприятия на СОУТ, в состав комиссии входит директор предприятия, сотрудник по ОТ, работник, который может выполнять функции ОТ по совместительству, представители профсоюза и другие рабочие предприятия.»
В данной ситуации нужно учитывать Решение Кинешемского городского суда Ивановской области от 14 ноября 2019 г. по делу N 12-120/2019. Судебная инстанция может соблюдать подобное постановление, а также иметь в составе комиссии своего сотрудника по ОТ.
Предприятия, у которых работают более 50 человек, имеют по закону специалиста по ОТ, но если сотрудников меньше, то тогда такой сотрудник на предприятии может и не числиться.
Стоит отметить, что предприятиям разрешено по закону брать на работу сотрудников из других компаний, которые будут выполнять функции по ОТ и работать, согласно аутсорсингу. При заключении письменного договора с подобным предприятием, проблем с включение специалиста по ОТ в комиссию не должно быть. Но что делать, если директор предприятия не желает привлекать сотрудников из компании-аутсорсера, но проводить СОУТ необходимо?
В данном вопросе все точки расставила судебная инстанция, директор предприятия может сам являться специалистом по ОТ. При этом директор должен пройти профобучение по ОТ. Согласно положения Профессионального стандарта «Специалист в области охраны труда», утв. приказом Минтруда России от 04 августа 2014 года N 524н, сотрудник по ОТ должен иметь высшее образование, которое связано с «Техносферной безопасностью» или иметь подготовку по обеспечению безопасности производственной сферы или профобразование в области ОТ или дополнительное образование в виде профподготовки в сфере ОТ.
В п. 12 «Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам», утв. Приказом Минобрнауки России от 01 июля 2013 года N 499 отмечено, что профобучение должно длится 250 часов.
Если директор предприятия обучался по ОТ только 40 часов, то судебную инстанцию это не удовлетворило, в конечном итоге они сослались на Порядок «обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций», утв. постановлением Минтруда и социального развития РФ и Минобразования РФ от 13 января 2003 года N 1/29, который содержит правила для всех сотрудников по ОТ, а также правила обучения сотрудников по ОТ.