Управление профессиональными рисками и система охраны труда в 2018
13 декабря 2018 АнонсыЗаконодательство
Система управления охраной труда (СУОТ) будет изменена — законопроект о переходе на новую систему (управление профессиональными рисками) в ближайшие месяцы внесут в правительство и утвердят в 2017 году. Переход к модели управления профессиональными рисками в области охраны труда будет завершен к концу 2018 года.
Изменения затронут Раздел X «Охрана труда» Трудового кодекса. Работы в условиях труда четвертого (4-опасный) класса будут запрещены.
Оценка рисков как основа модели управления означает, что работодатель должен будет сам определять меры по устранению или снижению уровня выявленных на рабочих местах рисков.
Предполагается, что рассматривать эти меры нужно в определенном порядке, с учетом их эффективности: от полного исключения опасной работы (процедуры) до использования средств индивидуальной защиты. Обеспечение СИЗ работников станет более адресным, адекватным выявленным профессиональным рискам.
«Исключение опасной работы» на практике — однозначный запрет на работу в условиях, которые по результатам специальной оценки будут отнесены к опасному классу. Сейчас таких рабочих мест в России более 40 000, в основном в нефтехимическом производстве и строительстве, десятки тысяч людей могут остаться без работы.
Запрет на работу в опасных условиях труда и при опасном уровне профессионального риска будет способствовать ликвидации или автоматизации рабочих мест с такими характеристиками, а также дополнительно стимулировать работодателя к улучшению условий труда.
Переход к оценке уровня и управлению профессиональными рисками в области охраны труда призван повысить социальную защищенность работников.
Основные изменения для работодателей заключаются в изменении формата взаимодействия с инспекциями труда. Плановым проверкам будут подлежать работодатели, у которых уровень профессионального риска максимальный и превышает допустимый.
Модель управления рисками сменит систему охраны труда, основанную на универсальных требованиях и основная задача которой — социальная защита пострадавших.
Специалисты считают существующую систему направленной не на предупреждение чрезвычайных происшествий и профессиональных заболеваний, а на реагирование на уже случившееся происшествие и компенсацию причиненного вреда.
В профсоюзах сейчас нет единого мнения по поводу новой системы и продолжается внутренняя дискуссия. Градация по рискам есть и сейчас (так называемые списки вредности), работники получают компенсацию за работу на вредных производствах. Разделение профессий по степени риска вызывает вопрос — каковы будут компенсации для работников.
Если работодатели не смогут сделать безопасными рабочие места, на которых по новым требованиям работать будет запрещено, в 2018 году государству предстоит решать проблему массового трудоустройства. Профсоюзы будут следить за этой ситуацией.
Президентом была поставлена задача о создании 20 000 000 высокотехнологичных рабочих мест к 2020 году. Это дает дополнительную возможность комплексного решения проблемы — не только через закрытие «плохих» рабочих мест, но и через открытие «хороших» (с последним сейчас есть проблемы).
Отдельно стоит выделить происходящее на так называемых малых НПЗ с низкой глубиной переработки. Ростехнадзор неоднократно проверял и закрывал данные организации за несоблюдение элементарных норм охраны труда: отсутствие специальной одежды, обучения, инструктажей, элементарного представления у работников об опасности производства.